Дарья Голева. О будущем телемедицины. Директор по развитию и внешним коммуникациям, ООО «Мобильные Медицинские Технологии», проекты «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор»
– Чем занимается компания «Мобильные Медицинские Технологии»?
– «Мобильные Медицинские Технологии» — ведущий российский разработчик онлайн-проектов в области здравоохранения и телемедицины. Телемедицина — это широкое понятие, которое включает в себя два вида коммуникаций. Первый формат: врач общается с другим медицинским специалистом. Существует понятие «онлайн-консилиум»: врачи собираются и обсуждают определенную проблему пациента. Есть ряд операций, которые проводят дистанционно: физическое вмешательство делается руками специалистов, которые находятся в операционной, но руководит ими врач, находящийся далеко.
Второй формат: врач общается с пациентом. Именно таким видом коммуникации мы и занимаемся. Наша компания — разработчик онлайн-сервисов, позволяющих производить онлайн-взаимодействие между врачом и пациентом. Мы разработали собственное программное обеспечение, которое позволяет общаться через интернет в формате видео, аудио и чата, и все это в режиме реального времени.
Сейчас у нас есть два проекта: «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор». Первый сервис, как понятно из названия, специализируется на педиатрии, вопросах детского здоровья и материнства. Второй — это онлайн-клиника для всей семьи, то есть для пациентов всех возрастов. Оба сервиса работают в круглосуточном режиме, кроме того, можно записаться к врачу-специалисту по расписанию.
Мы внимательно следим за качеством: если после консультации человек поставил только четыре или даже три из возможных пяти звезд, мы связываемся с врачом или пациентом, чтобы понять, что произошло. Получая обратную связь, мы можем повысить эффективность нашего сервиса, чтобы и клиент был доволен консультацией и обратился к нам в будущем, и врачу было комфортно работать.
– Как проходит онлайн-прием у врача?
– Сервисом можно пользоваться с компьютера или мобильного телефона. Если человек заходит с компьютера, ему не надо ничего скачивать, достаточно просто открыть интернет-браузер и зайти на сайт. Те, кто предпочитают смартфоны, могут загрузить бесплатное мобильное приложение. После прохождения регистрации у человека появляется свой личный кабинет, ему открывается доступ к квалифицированным врачам различных направлений, которые готовы ответить на интересующие вопросы.
Работу нашей компании можно представить следующим образом. Человеку в Приморском крае необходимо оперативно проконсультироваться с врачом, потому что у него третий день болит голова или он чихает, но температуры нет, при этом ближайшее медицинское учреждение достаточно далеко. То есть ему нужно сесть в машину или воспользоваться общественным транспортом, приехать в клинику, записаться к доктору и так далее. Нужно потратить время и средства на то, чтобы подождать в очереди, проконсультироваться с терапевтом, получить направление и, возможно, пойти к следующему специалисту. Мы упрощаем этот процесс. Зайдя на наш сайт и выбрав кнопку «дежурный врач», вы в течение трех минут получите обратный звонок от терапевта. В зависимости от качества интернет-соединения можно выбрать формат коммуникации: видео, аудио и чат. Пациент описывает свою ситуацию, если есть видеосвязь, можно указать, где конкретно болит, врач в свою очередь задает вопросы, собирает анамнез (анамнез — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц — прим. сайта), чтобы понять, что происходит. Если случай срочный, врач советует обратиться в «Скорую помощь». В случае, когда достаточно дистанционной консультации, он дает рекомендации по плану действий или советует, к какому специалисту следует обратиться далее. После завершения консультации у пользователя в личном кабинете сохраняется история и консультативное заключение врача, там же по желанию можно сохранить фото. Таким образом, человек экономит время и может получить консультацию у квалифицированных специалистов, работающих в ведущих медицинских учреждениях России.
– Как вы считаете, почему за онлайн-консультациями обращаются жители крупных городов, где не так сложно найти хорошего врача?
– Люди почему-то привыкли искать через «Яндекс» или Google, они задаются вопросом «как лечить какие-либо заболевания». Но ведь это большая ошибка: можно наткнуться на абсолютно неправдоподобную информацию, и вместо лечения навредить самому себе или близкому человеку. Мы стараемся сделать так, чтобы люди, которые ищут ответы в интернете, могли обратиться к настоящему специалисту, а не к врачу-самозванцу.
– Какие типы консультаций есть в вашем сервисе?
– У нас есть разные форматы предоставления консультаций: дежурные врачи, которые отвечают в течение трех минут с момента поступления запроса от пользователя, а также консультации врачей, работающих по расписанию. Человек записывается, оплачивает консультацию, врачу поступает сообщение, что к нему записаны. Потом приходит подтверждение пользователю. Мы следим за тем, чтобы все было вовремя, и никто не пропустил обращение.
– Как вы отбираете врачей для работы в проекте?
– В проекте «Онлайн Доктор» работают практикующие медицинские специалисты, то есть они трудятся в государственных медучреждениях или клиниках. Все врачи имеют врачебный стаж не менее пяти лет. У каждого из них на нашем сайте есть персональная страничка, где указаны все данные: какой вуз закончил, где практиковался, как повышал квалификацию — все, что необходимо знать пользователю для того, чтобы доверять этому доктору.
Каждый врач проходит ряд собеседований и обучающих программ, потому что в онлайн-системе не все могут работать без подготовки. После успешного прохождения тестирования, во время которого врачи подтверждают свое умение работать с компьютером и системой, они могут стать участниками проекта. Мы работаем со специалистами не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из других регионов.
– Какие компетенции необходимы врачу, работающему в телемедицине?
– В первую очередь, этот врач должен быть отличным специалистом: ему нужно окончить хороший вуз, получить пять лет практического опыта, пройти дополнительные стажировки. Кроме того, следует быть нацеленным на решение конкретных задач, а не направлять пациента на множество непонятных для него и подчас ненужных процедур. Специалист, который хочет трудиться в телемедицине, должен уметь работать с компьютером и иметь хорошие коммуникативные навыки. У нас есть врачи с 50-летним стажем. Понятно, что возраст дает о себе знать, и не всегда люди быстро адаптируются к технологическому развитию. Но мы решаем эту проблему, делая систему удобной и для врача, и для пользователя, чтобы им было легко общаться.
Доктору придется привыкнуть к тому, что он не видит человека перед собой, а наблюдает его на экране или только слушает его. Почему так важны коммуникативные навыки? Врач может быть прекрасным специалистом, но при этом ему зачастую сложно объяснить пациенту, что происходит. А ведь в его задачи входит, к примеру, расшифровка анализов — перевод непонятной бумажки с цифрами и латинскими буквами на доступный язык. Доктор, который работает через онлайн-сервис, должен уметь доносить информацию, слушать и вести общение на уровне, доступном для больных.
– Врачи каких специальностей сегодня наиболее востребованы в телемедицине?
– В первую очередь, детские врачи — педиатры, затем терапевты. Есть спрос и на узких специалистов: неврологов, врачей спортивной медицины, которые занимаются лечением травм, ушибов и иных недомоганий, связанных со физической нагрузкой. Сейчас в моде активный и здоровый образ жизни, поэтому такие специалисты весьма востребованы. Много людей обращаются по вопросам питания, поэтому нужны диетологи, причем, как для взрослых, так и для детей.
– Какие еще специалисты, помимо медицинских работников, задействованы в телемедицине?
– У нас большой штат IT-специалистов. Нужны программисты, аналитики, которые должны проверить и наладить работу системы, тестировщики, разработчики мобильных приложений, ведь мы постоянно стараемся делать сервисы более удобными. Кроме того, есть необходимость в специалистах по маркетингу, коммуникациям и развитию бизнеса.
– Какими навыками должны обладать IT-специалисты? Нужно ли им разбираться в медицине?
– Во-первых, нужно знать языки программирования, а во-вторых, разбираться в наших системах, понимать, как функционируют сайты, уметь логически выстроить архитектуру сайта. Им нужно структурированно мыслить и работать четко со сроками, а вот медицинское образование не требуется.
Специалистам по онлайн-маркетингу как минимум нужно разбираться в продукте, связанном со здоровьем и медициной. Они должны знать, как все работает, как идет продвижение в сети, понимать аудиторию, уметь логически выстроить траекторию движения нового пользователя, который должен сюда прийти, учитывать его местонахождение, интересы, возраст, пол и другие параметры, которые могут повлиять на решение человека воспользоваться нашим сервисом.
– Как вы считаете, как будет развиваться медицина и телемедицина в России?
– Полагаю, будет и дальше развиваться персонализированная медицина. Пользователи часто ощущают, что им не хватает индивидуального подхода. Сейчас над этим работают многие, понимая, что каждый пациент — это уникальная личность со своими особенностями.
Здоровый образ жизни сейчас в тренде. Многие пользуются мобильными телефонами, следят за своим пульсом и другими кардиопараметрами при помощи приложений Sport/Fitness, специальных браслетов или часов. Это все близко к mHealth (Mobile Health Care — мобильная медицина — прим. сайта), и уже является частью эко-системы по электронному здравоохранению за рубежом.
В дальнейшем люди смогут пересылать эти данные врачу, чтобы он, опираясь на полученную информацию, мог наблюдать за пациентами дистанционно. Однако точность этих данных пока остается под вопросом.
Использование мобильных устройств и приложений требует определенной дисциплины, но в будущем гаджеты сами будут следить за регулярностью упражнений, количеством еды и другими параметрами, быть в роли коуча (наставника — прим. сайта). А в дальнейшем это выйдет на новый уровень: мобильное приложение будет помогать контролировать пациента, присылать напоминания врачу и аккумулировать нужные данные. Соответственно, будет некая база, медицинская карта, личный кабинет, где будет сводиться вся репрезентативная информация. Это облегчит коммуникацию врача с пациентом.
Сегодня мы уже можем воспользоваться электронной системой записи и поиска врача. Следующий этап, электронные медицинские карты, в общем, они уже есть в разных вариациях и в дальнейшем продолжат модифицироваться, использовать их станет еще удобнее.
Что касается непосредственно телемедицины, ее использование — это необходимость, учитывая географию нашей огромной страны. У людей нет возможности каждый раз приезжать за консультацией в большой населенный пункт, областной центр. Консультации нужны, потому что зачастую пациенту надо поговорить, успокоиться, услышать человеческое объяснение своей проблемы и понять план дальнейших действий.
Неудивительно, что за последние два-три года у нас появилось много компаний, занимающихся телемедициной. А в мировой практике уже более десяти лет существуют персонализированные удаленные медицинские сервисы. В США, Европе и Азии существует немало проектов, которые добились успеха. Сейчас развитию телемедицины в России способствуют инициативы со стороны государства, и быстрая реакций коммерческих организаций и медицинских учреждений.
– Что можно посоветовать школьникам, которых заинтересовала телемедицина?
– В большинстве случаев, когда подростки или школьники впервые слышат этот термин, им становится интересно: «теле» у них ассоциируется с «телевизор», а потом слово «медицина» выглядит странно. Не могу сказать, будет или нет специальность «онлайн-доктор», «телемедицинский доктор» или «телеврач». Но надо обязательно понимать, что взаимодействие с пациентом онлайн, а не в кабинете не облегчает труд врача, а дает доктору новые возможности. В первую очередь, школьник должен в будущем стать хорошим врачом, квалифицированным профессионалом. Если человек профессионал, он может работать в онлайн-сервисах, и чем выше его уровень, тем лучше и эффективнее он сможет это делать.
Люди, которые захотят работать в телемедицине и вообще в подобных клиентских сервисах, пациентской телемедицине, должны понимать, что здесь каждый специалист обязан обладать очень высокой квалификацией. Не только врач, но и программист, аналитик или маркетолог должен осознавать, что его работа связана со здоровьем людей.
– Какие книги и фильмы вы бы посоветовали тем, кто хочет понять, кто такой врач, работающий в телемедицине?
– Сейчас о телемедицине пишут, в основном, специализированные издания и ресурсы (например, профильный журнал «Телемедицина»), рассчитанные на врачей. На своих площадках мы стараемся доносить информацию простым языком, потому что у наших социальных сетей и проекта «Педиатр 24/7» достаточно большая аудитория пользователей, это родители, в частности мамы и их дети. На сайте «Онлайн Доктора» есть раздел о здоровье. Там мы пишем вместе с нашими врачами полезные статьи и рассказываем об интересных тенденциях, новостях в мире медицины.
Есть профессиональные порталы, например, информационный ресурс mHealth, где много интересных статей про мобильную медицину: открытиях, сделках, новых проектах и достижениях. Кстати, там есть интервью с нашим генеральным директором, Денисом Юдчицем. Также есть ресурс EverCare.ru.
Существует много иностранных, ресурсов, на которых можно прочитать инетерсные статьи, например, Rock Health и Modern Healthcare.
При желании по слову «телемедицина» можно сделать подписку на новости «Яндекса» или Google, следить по ключевым словам. Иногда появляются интересные новости, проекты, которые освещаются в средствах массовой информации.
С точки зрения коммуникации врача с врачом можно вспомнить сериал «Доктор Хаус»: в нескольких сериях врачи там общались дистанционно через видеосвязь.
– Можно ли говорить о некой ролевой модели в телемедицине?
– Мы все прочитали и перечитываем до сих пор книгу Эрика Тополя «Будущее медицины: Ваше здоровье в ваших руках». Он прекрасно раскладывает исторические факты и перспективы на будущее. В этой книге достаточно просто и четко расписаны тренды и векторы, объясняется, почему технологизация медицины необходима человечеству, и к чему это нас приведет.
http://intalent.pro/interview/darya-goleva-o-budushchem-telemediciny.html